“У моих логистов нет чувства юмора… Они знают, что если военная компания окажется неудачной, я убью их первыми…”
Александр Македонский
В античную эпоху древнегреческие армии, воюя друг с другом, покидали свои государства, сражались на заранее обговоренной территории и, коли выживут, возвращались обратно на родину. Поэтому и не предполагалось, что войско может надолго застрять где-нибудь в пустыне. Во время военных походов армию сопровождали тысячи мужчин, женщин и рабов. Это замедляло скорость передвижения армии, снижало ее расторопность и приводило, в основном, к дополнительному расходованию продовольствия. Вдобавок, для перевозки грузов использовались телеги, запряжённые быками, и на невыгодном рельефе это еще больше тормозило поход.
Во время своего правления Филипп II полностью преобразовал македонскую армию и заложил основу принципа “Стойкость, Скорость, Манёвренность”. Прежде всего, Филипп запретил использовать в армии бычьи повозки, и первым на Западе стал использовать телеги, запряженные лошадьми, что сделало войско более быстрым и маневренным. Кроме того, Филипп повысил объем снаряжения и провианта – теперь каждый солдат брал с собой запас муки на 30 дней, продовольствие, инструменты для строительства дорог, посуду, средства для оказания первой медицинской помощи, шлем, оружие и другое снаряжение. Все вместе это весило примерно 36 килограммов. Чтобы еще больше увеличить скорость передвижения армии, было сокращено число сопровождавших ее гражданских лиц, а женщин брать с собой и вовсе перестали. При этом каждого всадника мог сопровождать только один раб, и также один раб сопровождал каждые десять пехотинцев.
Таким образом, македонская армия получила ощутимое преимущество перед другими греческими армиями, так как могла наносить молниеносные удары и вести более продолжительные военные кампании. Эти реформы привели, например, к тому, что Александр за 13 дней дошел до города Дебес, находившегося на расстоянии в 850 километров, застал его жителей врасплох, и в результате Дебес был разрушен. И с покорившими большую часть известного мира Ахеменидами Александр будет сражаться также, пользуясь этим преимуществом.
Империя Ахеминидов простиралась от Гиндукушских гор до Древнего Египта. Прохождение этого сложного и непривычного пути требовало большого и выносливого обоза. Чтобы контролировать его, была создана специальная должность – Скоидос – прототип нынешних логистов или снабженцев. В обязанность этого человека входило обеспечить охрану обоза и следить за здоровьем животных, распределением ресурсов и строем участников похода. Вероятнее всего, эту должность занимал харизматичный Парменион, в свое время участвовавший в походах отца Александра.
Также надо отметить, что армия должна была подстраивать свое движение под изменения географии. Поэтому, наряду с лошадьми и мулами, Александр стал использовать также верблюдов, способных таскать на 50 килограммов больше груза и по многу дней обходиться без еды и воды. Нагруженность телег росла по мере того, как продолжался поход, а когда армия Александра вошла в Иран, в телеги вновь впрягли быков, потому что теперь они перевозили раненных и тяжелые осадные орудия, предназначенные для разрушения крепостных стен. В ходе военных кампаний в Леванте и Египте, Александр всегда мог получать помощь по Средиземному морю, но до сих пор еще никогда не удалялся от него настолько, как теперь – вступив в Иран, на родную землю Ахеменидов.
Поскольку во всех войнах Александр непременно одерживал победу, он со временем позволил воинам брать в поход свои семьи, и даже поощрял их жениться на местных женщинах. И не случайно, что именно на территории Ирана обоз, сопровождающий македонскую армию, максимально разросся. Ахемениды имели прекрасную для своего времени систему дорог – по знаменитой Царской дороге гонцы всего за девять дней могли доставить новости и указы шаха из города Шуш в Иране до города Садры, находившегося в 2700 километрах от него, на берегу Средиземного моря.
Стремясь, чтоб армия его передвигалась как можно быстрее, без лишних заминок, Александр кормил ее зерновыми культурами, которые с легкостью можно было найти на любой территории – пшеница, просо и ячмень. Высушенное зерно долго не портилось, а с помощью ручных мельниц, которые несли рабы, это зерно перемалывали и пекли из него хлеб. Когда была такая возможность, армия питалась вяленым мясом и соленой рыбой, а если эти продукты были в дефиците, то в рацион добавлялись орехи и сухофрукты. Когда Александр хотел нанести стремительный удар, он приказывал войску взять с собой запасы готовой еды на несколько дней. И, отделившись от длинного обоза, свободная от всего лишнего, армия двигалась очень быстро и могла бить Ахеменидов неожиданно и эффективно.
Во время большинства своих походов Александр должен был преодолевать жаркие и беспощадные пустыни и степи. С учетом этого каждый воин потреблял по 1.4 килограмма зерна и по 2.1 литра воды в день. Сверх этого нужно было еще по 4.5 килограммов пищи и 30 литров воды для животных. И даже верблюды, наиболее уместные в таких условиях, ежедневно нуждались в 30 литрах воды и 10 килограммах сена, чтоб быть здоровыми и продолжать движение. Одно только продовольствие значительно увеличивало и замедляло обоз. А ведь воины несли с собой еще и собранные трофеи. И это означало дополнительную нагрузку для обоза и необходимость впрягать в него дополнительных животных.
Как правило, на безопасном длинном пути все участники похода двигались разом. А там, где было мало еды и много разбойников, армия в целях повышения мобильности разделялась на несколько частей. Новые походы Александр всегда начинал в период косьбы. Так, например, в 334 году до н.э. из-за нехватки продовольствия он поделил армию между Гордионом и Ликией.
После битвы при Гавгамелах авторитет Александра в Азии возрос, и он, заранее отправляя посланников в города, собирал продовольственные запасы для своей армии. Тех же, кто не соглашался на его условия, ждала горькая участь. В зимнее время Александр останавливал свое войско вблизи от рек и гаваней, которые использовал для навигации, и с помощью небольших элитных групп нападал на непокорные города и крепости, подчиняя их. Как видим, одной из черт характера, делавших Александра непобедимым, было то, сколь большое значение придавал он логистике, и как тщательно планировал каждый поход.
В 325 году до н.э. Александр Македонский был вынужден повести обратно в Вавилон свое усталое и взбунтовавшееся войско, не желавшее идти в глубь Индии. Спустя 10 лет непрерывного движения вперед армия Александра повернула назад.
Идя на юг по полупустыни Макран, тянущейся вдоль берегов Индийского океана к Ирану, Александр теряет часть войска. Разделив армию надвое, он полагал, что македонский флот под руководством Неарха вовремя доставит им провизию и снаряжение. Но из-за муссонов флот задержался на несколько месяцев, и это обернулось для армии катастрофой – погибло почти 75% сопровождавших их людей.
Логистика была и остается крайней важна не только в войнах Александра Македонского, но и во всех прочих военных походах. А развитие этой отрасли экономики играет огромную роль также и в повышении благосостояния народа.