No Result
View All Result
Азлогос
  • TV
  • AZ

Русский успех Политическая нация VS фольклорный народ Разрушители легенд Вторая Карабахская война: Причины и предпосылки Тотальный «Лагерь». Weltschmerz
  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
Азлогос
  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
No Result
View All Result
Азлогос
No Result
View All Result

Чёрный юмор братьев Коэн

Недавно уважаемая Хадиджа Исмаил спросила меня, должно ли искусство давать людям надежду? Этот вопрос, отвечая на который можно написать гору книг, заключает в себе еще и другой вопрос: что лежит в основе пессимизма, депрессивного и меланхоличного настроя? Почему на фоне всех существующих проблем, искусство будто стремится нагнать на нас еще большую тоску?

Гисмет Рустамов Гисмет Рустамов
07 июля 2020
dfc1ea4b66460d7aef2d37881f45d2f5-e1587924792851-750x575

Джоэл и Итан Коэн. Фото: Pinterest

Честно говоря, в наш век очень сложно отыскать универсальный ответ на все эти вопросы. Поэтому пока что, в попытке ответить на первый вопрос, я сделаю небольшой обзор фильмов братьев Коэн.

В 40-50-х годах прошлого века в американском кинематографе стали набирать популярность фильмы в жанре нуар (в дословном переводе с французского – «черные фильмы»). Обусловлено это было множеством обстоятельств и явлений: экономический кризис и Великая депрессия 30-х, Вторая мировая война, паника времен Холодной войны, беспокойство, недоверие, атмосфера безысходности, немецкий экспрессионизм, социальные проблемы, гангстерские фильмы, травмированная психика возвратившихся с войны мужчин, ужас Освенцима, трагедия Хиросимы и Нагасаки, изменение традиционной роли женщин в обществе…

Термин «фильмы нуар» впервые использовал в 1946 году Нино Франк в своем эссе «Новый детективный жанр: криминальное приключение». В этом эссе говорится о фильмах «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона (1941), «Убийство, моя милая» Эдварда Дмитрыка (1945), «Двойная страховка» Билли Уайлдера (1944) и «Лора» Отто Премингера (1944).

По мнению Марка Вернета, в возникновении интереса к фильмам нуар сыграло свою роль также и то, что после Второй мировой войны на выборах во Франции Коммунистическая партия набрала 25% голосов. То есть, верившие в коммунизм интеллектуалы того времени видели в таких фильмах критику капиталистической Америки.

Если в американском нуаре первой волны на эстетическом заднем плане находятся немецкие экспрессионисты, бежавшие от нацизма, то на тематическом заднем плане – итальянские мафиози, также спасающиеся от фашизма на другом континенте. На тот момент в Америке действовал Сухой закон, вовсю шли уличные войны, а в полиции процветала коррупция. Борьба за выживание оказавшихся в таких условиях европейских переселенцев стала находить свое отражение в искусстве, и это сперва проявилось в гангстерских фильмах, которые, в свою очередь, стали одной из важнейших ступеней, ведущих к фильмам нуар. Специалисты считают, что гангстерские фильмы стали реакцией американского кино на Первую мировую войну, а фильмы нуар – на Вторую.

В середине 30-х годов гангстерские фильмы пошли на убыль, потому что принятый тогда Кодекса Хейса требовал соблюдения очень строгих этических норм. Проще говоря – запрещал показывать в кино все более-менее жесткое и безнравственное. Главной претензией цензоров к гангстерским фильмам было то, что преступники и преступления в них романтизируются, из-за чего молодежь выбирает себе гангстеров как ролевую модель, и зрители идентифицируют себя с этими персонажами.

Этому моменту самоидентификации надо уделить особое внимание. Потому что после того, как на смену гангстерским фильмам пришел нуар, механизм самоидентификации «забарахлил». Брать пример с персонажей фильмов нуар было уже сложнее. В отличие от ангажированных режиссеров, которые в интересах правительства без устали создавали образы спасителей и героических американцев, в независимом кино наступила эра антигероев.

Между нуаром первой волны, или классическим нуаром (1940-50-е гг.) и нуаром второй волны или неонуаром (1970-е) есть немало схожих черт, но имеются и отличия. Так, если поначалу акцент делался на социальную проблематику, то во второй период он сместился в сторону психологии индивидуума. А нуар 80-х годов, когда были сняты первые фильмы братьев Коэн, некоторые специалисты характеризуют как «постнуар». Толчком к возникновению классического нуара стали две мировые войны, неонуар возник на фоне Уотергейтского скандала и войны во Вьетнаме, а пост-нуар – на фоне преобразований, начавшихся после прихода к власти Рейгана, и радикальных изменений парадигмы.

1_GDZtbhsS_uClpItVolSNfA

Постараюсь вкратце описать связь между экспрессионизмом (заслуживающим отдельной статьи) и нуаром. Их объединяет игра света и тени, намеренное сгущение красок, замкнутые пространства, вызывающие приступ клаустрофобии, влияние внешнего мира на внутренний мир человека и, наконец, такой эстетический прием, как деформированное изображение реальности. Экспрессионистов волнует не «что там происходит», а «что происходит внутри человека, когда там что-то происходит».

Например, человек, застывший в немом крике на знаменитой картине Мунка – и сам он и окружающий его мир деформированы.

Или Грегор Замза из «Превращения» Кафки, который, проснувшись однажды, обнаружил, что подвергся деформации и превратился в жука, а если поглядеть его глазами, то и весь мир окажется деформированным…

Можно сказать, что, начиная с самого первого своего фильма «Просто кровь» и вплоть до последней на данный момент работы «Баллада Бастера Скраггса», братья Коэн постоянно исследуют преступления и насилие или, иначе говоря – то и дело мутирующую сущность зла.

Все их антигерои (детективы, шерифы и т.д.) зачастую оказываются вовлеченными в события случайно, не по своей воли, и за всей этой кровищей и свистопляской стоит денежный интерес или еще какая-то выгода. В финале фильма «Фарго» эту мысль озвучивает беременная полицейская, обращаясь к хладнокровному преступнику со словами: «И ради чего? Ради кучки денег».

Как символы временности и непостоянства, Коэны в качестве места действия своих фильмов часто выбирают съемные квартиры или отели. Особую смысловую нагрузку несут и многочисленные сцены, в которых герои едут в автомобиле или идут по дорогам, тянущимся вдоль бескрайних и безлюдных пустошей. А еще в этих фильмах традиционный женский образ переворачивается с ног на голову, исчезает образ верной жены, и на ее месте появляется далекая от идеала дерзкая фам-фаталь, пользующаяся своей обольстительностью для достижения самых разных целей.

Один из основных инструментов братьев Коэн – черный юмор. Этот юмор, порожденный абсурдом, безвыходностью и неясностью, используется не столько для того, чтобы рассмешить, а скорее, шокировать.

За время карантина я посмотрел все фильмы Коэнов, но особо хочу остановиться на двух из них. Это «Бартон Финк» и «Старикам здесь не место».

Фильм «Бартон Финк» рассказывает о писателе-идеалисте, чья пьеса с успехом поставлена в Нью-Йорке в 1941 году. Попав после премьеры на торжественный прием, писатель считает преувеличенными похвалы в свой адрес. После успеха этой постановки голливудская компания «Capitol pictures» предлагает Финку написать киносценарий. Польстившись на щедрый гонорар, Финк принимает это предложение, приезжает в Лос-Анжелес и поселяется в отеле. Глава компании просит его написать сценарий к фильму о реслинге. Но так как Финку сложно писать на эту тему, продюсер будущего фильма рекомендует ему посоветоваться с более опытным писателем. Финк решает попросить совета у знаменитого романиста Мэйхью, но из этого ничего не выходит. Сценарий застопорился, у Финка творческий кризис, что-то все время мешает ему работать, он все время отвлекается и болтает с человеком из соседнего номера.

В своем эссе, посвящённом этому фильму, критик Райан Дум говорит, что: «На первый взгляд, из-за медленного темпа и пассивного асоциального персонажа фильм «Бартон Финк» сложно назвать лёгким. Финк мало на что способен – он идет на вечеринку, где почти не открывает рот, разглядывает загорающую девушку, изображённую на висящей в номере картине, и, дабы сбежать от пишущей машинки, то и дело придумывает себе какие-то заботы в виде жужжащих мух иди отклеивающиеся обоев. Но, несмотря на всё это, он «цепляет» каждого ступившего в его странный, полный ярости внутренний мир».

Во второй части фильма совершается невероятное преступление, в дело вступают детективы, кровь течет рекой, и все это сопровождается характерным черным юмором Коэнов. В этом фильме режиссеры впервые сфокусировались на одном персонаже – в прежних их работах несколько сюжетных линий либо пересекались, либо развивались параллельно, но единого центрального персонажа не было. Кстати говоря, по-моему, Джон Туртурро в роли Бартона Финка продемонстрировал незабываемую игру.

no_country_for_old_men_1280x720.1542287376
«Старикам тут не место». Реж.: Брятья Коэн

Фильм “Старикам тут не место” начинается с того, что сварщик Льюэллин Мосс случайно оказывается на месте, где незадолго до этого произошла перестрелка между наркоторговцами. Один из них еще жив и умоляет Мосса дать ему воды, но тот отказывается, потому что воды у него нет. Чуть поодаль Мосс обнаруживает чемодан с деньгами, забирает его и едет домой. Среди ночи, замученный угрызениями совести из-за того, что не дал умирающему напиться, Мосс возвращается назад и сталкивается нос с носом с бандитами, ищущими свои деньги. Сварщику удается унести ноги, и бандиты отправляют за ним киллера-психопата по имени Чигур. С этой ролью превосходно справился Хавьер Бардем, хотя первоначально, узнав, что ему придется играть такого уродливого и антипатичного типа с дурацкой прической, актер сказал братьям Коэн, что из-за этого в ближайшие месяцы никто не захочет с ним спать.

Последующие события описываются с трех разных ракурсов – глазами трех разных персонажей, никогда не оказывающихся вместе в одном кадре: убегающий Мосс, преследующий его Чигур и выслеживающий их старый шериф. Из диалога шерифа с другом выясняется, что они бессильны перед растущей в обществе жестокостью и насилием, и с трудом понимают, что творится. В фильме есть много откровенных отсылок на кровавый наркотрафик на границе с Мексикой, а фраза «Старикам тут не место», позаимствованная из стихотворения ирландского поэта Уильяма Йейтса, в данном контексте означает, что эта жестокая игра не для стариков. Но из уст шерифа звучит еще и: “Эта страна плохо обращается со своими гражданами.”

Это фильм о растерянности перед мутирующей сущностью зла. Достаточно одного чемодана с деньгами, чтобы беспредельное насилие, считавшееся давно исчезнувшим явлением, свойственным Дикому Западу, вновь проявилось.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой статьи. В свое время Назим Хикмет писал, чтобы ему прислали книги со счастливым финалом. Мне кажется, что нотка надежды есть даже в самом пессимистическом произведении. Например, даже в безысходном мире романа-антиутопии «1984» существует «утопическая» территория, на которой могут встретиться Уинстон Смит и Джулия. Думаю, если искусство опускает руки – если не пишутся книги и стихи, не снимаются фильмы, не сочиняется музыка – тогда для него и наступает депрессия и безнадега. XX век научил нас, что один способов выразить и описать добро – это изобразить зло во всей его полноте. Как говорится, нет худа без добра. А я верю в свет, то есть – в добрые детские глаза.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Share35TweetSendSend

Другие статьи

1_wdnKVxnqTl6wNCIRQ-u3RA-e1585946098790
.

“Да, я феминистка – я плохая девочка!”

«Насколько истинный этот феминизм?» – вопрошает она далее. Имеется в виду, возникло ли это движение по инициативе сверху (сюда можно...

22 июля 2020
latin-3-arxa
О разном

Размышления о нашей латинице

На самом деле, переход на латинский алфавит не был сиюминутной конъюнктурной попыткой разорвать связь с «тюрьмой народов». Это имело целью...

12 июня 2020
181204122228-poland-national-radical-camp-red-is-bad-scaled-e1588969612288
.

Охота, религия и шовинизм в Польше

Вдохновившись рецензией Джавида Рамазанова на роман Ольги Токарчук «Веди свой плуг над костями мёртвых», я решила поделиться некоторыми наблюдениями о...

03 июля 2020
630x420_cmsv2_07f44480-65ef-5118-9769-1007edd522f8-4810210
.

«Кто начал войну?»

Кратко о пресловутом вопросе о том, «кто начал войну? Вот уже пятые сутки на участке Товузского района границы Азербайджана идет...

17 июля 2020
thumb
.

Азербайджан 2020: Взгляд из будущего

Местные экономисты часто делят экономику Азербайджана периода независимости на три этапа: «переходный период» между обретением независимости и получением первой прибыли...

09 июня 2020
f900bc1ef99712e008df13250030eb90.1000x1000x1
.

Разрушители легенд

Давайте вспомним, из каких составляющих складывалась эта легенда: - армяне - непревзойдённые бойцы, глубоко мотивированные необходимостью защищать свои дома от...

04 октября 2020
Facebook Twitter Youtube Instagram
Азлогос

Платформа альтернативной мысли.

Категории

  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут

Редакция

Идея, промоутер: Месуд Ашина
Главный редактор: Алекпер Алиев
Редколлегия: Эльмир Мирзоев, Фирудин Аллахверди, Гаджи Гаджиев

azlogos.eu / azlogos.tv / azlogos.ru
Дизайн и исполнение: JmlStudio /
E-mail: editor@azlogos.ru

No Result
View All Result
  • Позиция
  • Рынок
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
  • TV
  • AZ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Отправить Отмена