No Result
View All Result
Азлогос
  • TV
  • AZ

Русский успех Политическая нация VS фольклорный народ Разрушители легенд Вторая Карабахская война: Причины и предпосылки Тотальный «Лагерь». Weltschmerz
  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
Азлогос
  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
No Result
View All Result
Азлогос
No Result
View All Result

Культурная холодная война

В контексте Холодной войны и средств конкуренции между ее участниками на ум, прежде всего, приходит «космическое состязание», а после – военная мощь, в которой стороны стремились превзойти друг друга.

Билал Ашрафов Билал Ашрафов
04 сентября 2020
CIA-art-e1598888398403

Но соревновательная атмосфера в тот период царила также и в другой сфере. И едва ли не главной ведущей силой этого скрытого соревнования было Центральное разведывательное управление США – ЦРУ.

Лауреат Пулитцеровской премии, выдающийся критик Луис Менанд так описывает это противостояние:

«Холодная война велась по всему миру, и в некоторых местах она была весьма ожесточенной. Но главные «боевые действия» разворачивались в Западной Европе, где шла война за умы и сердца – война идей, война имиджей, война пропаганд».

В годы Холодной войны ЦРУ активно финансировало развитие и популяризацию американской культуры и искусства. В первую очередь это был, конечно же, джаз. А еще, например – создание анимированной версии романа «Скотные двор», критикующего Советский Союз и лично Сталина.

Но активнее всего ЦРУ использовало изобразительное искусство. А именно – абстрактный экспрессионизм, который цвел пышным цветом в Нью-Йорке после Второй мировой войны.

После развала СССР прекратилась также и Холодная война. И настала пора признаний, откровений и разоблачений.

В 1995 году в своей статье, написанной для «The Independent», журналист-исследователь Фрэнсис Стонор Сондерс внесла некоторую ясность в то, какая связь некогда существовала между современным американским искусством и ЦРУ. А еще через несколько лет она подробно раскрыла эту тему в книге «ЦРУ и мир искусств. Культурный фронт холодной войны» («Who Paid the Piper? CIA and the Cultural Cold War»). Суть как статьи, так и книги сводится к тому, что ЦРУ использовало искусство в качестве орудия в борьбе против Союза.

Разумеется, осуществлялось это не напрямую, а опосредованно. ЦРУ должно было сохранить свое покровительство искусству в тайне. Ведь левонастроенная творческая богема испытывала симпатии к СССР. А значит, не должна была знать о происходящем и о том, что ее используют.

С самого начала Холодной войны одним из главных ее «культурных штабов» был Музей современного искусства на Манхеттене в Нью-Йорке (MoMA). Томас Браден, работавший исполнительным секретарем этого музея, а также руководивший отделом ЦРУ, созданного для того, чтобы формировать на международной арене антикоммунистическое общественное мнение, вспоминает:

«Конгрессу было трудно согласовать с нами экспорт искусства за рубеж, публикацию там журналов и прочее. Вот одна из причин того, что процесс этот держался в тайне. Чтобы изображать открытость мы нуждались в секретности».

Именно для этого в таких городах как Берлин и Париж был создан Конгресс за свободу культуры, состоявший из творческих людей и интеллектуалов, призванных помогать ЦРУ в ведении культурной войны. Так, посредством сотен медиа, специализирующихся на культуре и искусстве, ЦРУ нашел официальный способ влиять на культурную атмосферу, проводить различные выставки (самой известной из которых стала выставка «Advancing American Art»), и даже организовывать международные турне, чтобы эти выставки пропиарить. По словам Фрэнсис Стонор Сондерс, за таким рвением скрывалась весьма простая логика:

«Почему ЦРУ поддерживало их? Потому что в пропагандистской войне с СССР это новое художественное движение могло служить доказательством присущей США и американскому искусству интеллектуальной свободе и культурной силе».

Frances-Stonor-Saunders
Лекция Фрэнсис Стонор Сондерс на мероприятии, организованном журналом «London Review of Books» в Британском музее (Лондон, 5 февраля 2016 года).

Но план этот был слишком дорогостоящим, и ЦРУ не могло полностью взяться за его реализацию. Поэтому оно решило привлечь к этому также музеи и богачей, интересующихся искусством. Разумеется, это союзничество также оставалось в тайне.

И неслучайно в качестве основного «оружия» было выбран именно такое движение как абстрактный экспрессионизм.

Pollock-Krasner_House_studio_floor-scaled-e1598888517279
Пол в доме американского художника, идеолога и лидера абстрактного экспрессионизма Пола Джексона Поллока, в котором он создавал свои картины в 1946-1953 годах.

На этот выбор, главным образом, повиляло то, что абстрактный экспрессионизм передавал специфический дух Америки, стремящейся создать себе образ свободной страны.

Луис Менанд говорил, что это была весьма уместная и удачная находка:

«[…] абстрактный экспрессионизм ассоциировался с автономией: автономией искусства, свободного от необходимости представлять мир, или свободой личности – все те принципы, за которые боролись США».

С другой стороны, при сравнении с «изобретенным» в СССР социалистическим модернизмом, абстрактный экспрессионизм оттенял жесткость и формальность своего соперника. Москве, выступающей категорически против всего, что не укладывалось в ее жесткие рамки, было практически невозможно справиться с этим свободным и эластичным движением.

communist-architecture
Здания, вдохновленные «социалистическим модернизмом», архитектурно брутальны (Загреб, 1976).

Москва неизбежно проигрывала, потому что дело не ограничивалось только лишь течениями в искусстве – эти течения и движения, в определенном смысле, выявляли также и системы, которые они представляли.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

ShareTweetSendSend

Другие статьи

812104_02
Интервью

Масуд Ашина: “Я делюсь своим успехом”

Вы стали одним из шести ученых-лауреатов Фонда Лундбека и выиграли крупный грант в размере 5.3 млн. евро. Чем конкретно вы...

06 июня 2020
dfc1ea4b66460d7aef2d37881f45d2f5-e1587924792851-750x575
.

Чёрный юмор братьев Коэн

Честно говоря, в наш век очень сложно отыскать универсальный ответ на все эти вопросы. Поэтому пока что, в попытке ответить...

07 июля 2020
630x420_cmsv2_07f44480-65ef-5118-9769-1007edd522f8-4810210
.

«Кто начал войну?»

Кратко о пресловутом вопросе о том, «кто начал войну? Вот уже пятые сутки на участке Товузского района границы Азербайджана идет...

17 июля 2020
MV5BYTYxNGQ1NmItNmY5MC00MmIwLWJlNmUtOTliNGE4NTNkNTAxXkEyXkFqcGdeQXVyNzcyOTM1NjQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,999_AL_
.

Существовать — значит быть воспринятым

Всегда приходит час, полуденный или полночный, когда вопрос «что такое кино?» превращается в другой: «что такое философия? Жиль Делез 1. Контекст:...

14 июня 2020
19-10-30_730_Arnold_schoenberg-Foto_c_Arnold_Schoenberg_Center__Wien
.

Арнольд Шёнберг: преодоление эпохи

В статье музыковеда Рауфа Фархадова речь пойдет об Арнольде Шёнберге – австрийском композиторе, величайшем музыкальном новаторе, создателе 12-тоновой композиционной системы....

14 июня 2020
Bildschirmfoto-2020-06-07-um-13.21.38-750x457
.

Азербайджан без кино

Автор обращается к руководству, сотрудникам кинематографического отдела Министерства Культуры, ко всем чиновникам от кино. Включение фильма армянского режиссёра Норы Мартиросян...

11 июня 2020
Facebook Twitter Youtube Instagram
Азлогос

Платформа альтернативной мысли.

Категории

  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут

Редакция

Идея, промоутер: Месуд Ашина
Главный редактор: Алекпер Алиев
Редколлегия: Эльмир Мирзоев, Фирудин Аллахверди, Гаджи Гаджиев

azlogos.eu / azlogos.tv / azlogos.ru
Дизайн и исполнение: JmlStudio /
E-mail: editor@azlogos.ru

No Result
View All Result
  • Позиция
  • Рынок
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
  • TV
  • AZ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Отправить Отмена