Назову несколько условий для возникновения ненависти, на мой, не претендующий на истину в последней инстанции, взгляд.
Первое необходимое условие — близость объекта ненависти. Он, этот объект, должен мозолить вам глаза. Все время раздражать своим присутствием. Парадокс заключается в том, что ненависть возникает иногда, а в последнее время все чаще, от близости, тесного соседства (promiscuité). Насилие в семьях, вражда между соседями. Правда, бывают и другие примеры.
Второе условие — страстное желание, зависть. Как ни странно, но два понятия желание и зависть неразрывно связаны. Во французском языке есть слово «envie». Первое значение этого слова – желание, а второе- зависть. Вы очень хотите того же, что и ваш соперник: денег, земли, женщину (мужчину), положения в обществе и т.п. Желать можно чего угодно. Очень часто после того, как вы получили то, чего так страстно добивались, наступает опустошение и разочарование. Потом тщетно пытаешься объяснить небесам, что ты хотел другое, а не то, что получил. Издержки. В идеальном варианте, зависть может способствовать конкуренции. Побуждать человека совершенствоваться. Однако, чаще мы наблюдаем возникновение сначала неприязни, а дальше, при определенном стечении обстоятельств, ненависти.
Третье, но не обязательное условие, непохожесть объекта ненависти на вас. У него может быть другой цвет кожи, разрез глаз, традиции, одежда, да мало ли. Они — другие и это вызывает раздражение, пока что, лишь раздражение. В случае, если вокруг достаточно места для жилья, еды, условия для жизни приемлемы, то до поры до времени градус ненависти не переходит стадию раздражения. А вот если случилось так, что разразился кризис, нет еды, работы, нормальных условий для жизни и развития, вот тут градус ненависти начинает подниматься.
В контексте более или менее благополучного общества раздражение, первая стадия ненависти, может так и остаться раздражением. Цивилизованная форма общения, принятый в обществе этикет, столь модная сегодня толерантность определяют вполне сносное отношение к тому, что вызывает раздражение. Мигранты из неблагополучных восточных и африканских стран, живущие в западных странах, могут догадываться от том, что местные жители, автохтоны, не в восторге от их присутствия. Тем не менее, градус ненависти в отношении мигрантов не так часто достигает точки кипения.
Первое условие — тесная близость, в прямом и переносном смысле, может показаться парадоксальным. Казалось бы, любящие друг друга люди, не могут желать друг друга зла. «От любви до ненависти один шаг.» Банально, избито, верно. Если нет личного пространства и относительной свободы, уважения к личности, то раздражение, злость, а следом ненависть, обязательно разрушат родственную связь. Вспомним Шекспира. «Гамлет», «Король Лир».
В наше время домашнее насилие — больная тема, ее обсуждают на международных форумах, принимают законы. В Азербайджане домашнее насилие присутствует особенно в сельской местности, где все больше живут по законам шариата. В частности, в зоне Ленкорани, Астары, родные все чаще отказывают девочкам в получении среднего образования и рано выдают их замуж. О том, что терпят девочки в традиционных мусульманских семьях за закрытыми дверьми, можно только догадываться. Вспомним поэму Сабира «Qoyma, gəldi!» «Не позволяй, чтобы он пришел!» Он — это страшный старик, в возрасте деда, предполагаемый жених. Поэма с каждым днем становится все актуальнее. Как и все творчество Сабира.
Градус ненависти может достигнуть своей вершины, и тогда люди убивают. Сестры Хачатурян, три девочки, обвиняемые в убийстве своего отца. Московские ток-шоу смакуют (сложно подобрать другое слово) подробности вероятного преступления. Похоже, ни одна из сестер не пожалела отца — тирана, по словам очевидцев.
В патерналистском обществе, где власти берут на себя функцию покровителя, отца «неразумного» народа, ограничивая его права, низводя людей до уровня марионеток, накаляются страсти между властью и оппозицией. Чем больше амбиций у власти, тем больше разногласий с социумом, что ведет к небывалому росту ненависти в границах одного государства, одного народа. Что мы и наблюдаем в современных государствах «демократической» диктатуры.
О том, на что способна зависть рассказано, разыграно, спето неисчислимое количество произведений, а кроме того, мы наблюдаем зависть в действии в реальной нашей жизни каждый день. Завистливые друзья, соседи, не говоря о недругах, способны на многие «подвиги», среди них коварство занимает видное место. Наши ближайшие соседи-недруги ведут с нами долгие годы гибридную войну за земли. Они считают эту землю своей, мы- своей. Земля называется Qarabağ, Карабах в русской аллитерации, в переводе с азербайджанского означает Черный сад. Вот за Черный сад и сражаемся.
В международной практике эту войну называют замороженным конфликтом. Это для них, для международного сообщества, конфликт «замороженный». А для нас… И для армян.. А что такое гибридная война? Та, которую ведут не обязательно на фронте, а везде, где можно и где, даже нельзя вообразить, при самой богатой фантазии. Война идет больше 30 лет для нынешнего поколения и больше 100 лет в целом. Градус ненависти то повышается, то понижается, но никогда не исчезает. Ужас в том, что ненависть, то чувство, что разрушает душу, культивируется и передается из поколения в поколение.
Конечно, есть среди азербайджанцев и среди армян люди, способные трезво взглянуть на ситуацию. Филипп Экозъянц, историк, пытающийся найти рациональное зерно в безумном хаосе. Он с Украины. Написал книгу «Исраэл Ори. Ларец Пандоры. Книга 1: Персия». То, что говорит Филипп, невозможно сказать живя в Армении. У Джалила Мамедкулизаде есть пьеса «Кяманча», написанная в Шуше, сердце Карабаха и Азербайджана 100 лет тому назад, вернее в январе 1920 года в крепости Шуша. Так подписал пьесу автор. Yanvar 1920 Şuşa qalasında. Пьеса о том, как в разгар войны за землю между армянами и азербайджанцами, шушинец-воин-yuzbaşı (сотник) отпускает армянина, сыгравшего на кяманче (азербайджанском музыкальном инструменте) Segah-zabul təsnifi[1] так, что у шушинца полились слезы.
А вот статья молодого автора азербайджанца Джавида Рамазанова «Карабах и Несправедливость» на Азлогосе, где он пишет: «Xarici ölkələrin birində Ermənistanın ədalətsiz işğalına etiraz edən bir azərbaycanlı qızın əlində tutduğu bir şüar gözümə sataşdı. Qarşı tərəfdə toplaşan erməni kütləsinə ünvanlanan şüarda ingiliscə “Uşaqlarınıza nifrət etməməyi öyrədin” yazılmışdı. Çox güclü bir mesaj idi bu, problemin əsas səbəblərindən birini açıqlayırdı: nifrəti.[2]»
«Не учите своих детей ненависти». Безумно сложно в сложившейся ситуации. Не забудем о бенефициарах такого положения вещей, тех, кто дергает за ниточки, пытаясь сделать «бизнес» на крови и горе. Оружейные бароны, пропагандисты, манипуляторы общественным мнением, чувствующие себя важными персонами, чье мнение способно накалить обстановку, либо наоборот, и, безусловно, дирижеры-диктаторы, чья власть базируется на страхе и фобиях людей.
О том, какое воздействие имеет условие «непохожести», инакости на повышение градуса ненависти, известно каждому из нас. Другой, значит, пришлый, не исключено, что враг, у него другие интересы, другие идеалы, другая религия, раса, этнос, наконец. Еще удивительнее, когда разногласия, перерастающие в конфликт, а далее войну наблюдаем в лоне одной религии. У христиан долгое время шли религиозные войны между католиками и протестантами. Варфоломеевская ночь — то самое знаковое событие, потрясшее народы Европы. У мусульман многовековая тяжба между суннитами и шиитами.
В США расовый вопрос на глазах превращается в смерч, способный пошатнуть даже самую устойчивую демократическую систему.
В случае если 2 или все 3 условия совмещаются, тогда мы становимся свидетелями эффекта резонанса. Этот эффект чаще всего иллюстрируют разрушением моста, по которому марширует отряд солдат. Если колебания моста совпадут с колебаниями, вызванными строевым шагом, то мост разрушится.
Близость, сопряженная с завистью и инакостью превращаются в гремучую смесь, зелье, способное отравить, вызвать ненависть, остающуюся в веках. Израиль и Палестина (евреи и арабы), Армения и Азербайджан (армяне и азербайджанцы), Россия и Украина (русские и украинцы). Можно продолжить список стран и наций, у которых градус ненависти достиг высокого значения. Такого уровня ненависть выплескивается за пределы тех мест, где она зародилась и достигла самого высокого градуса, на мировые просторы. Этой ненависти тесно в рамках, предопределенных географией. Гибридная война, идущая сегодня между диаспорами Армении и Азербайджана во всем мире, свидетельствует о том, что ненависть достигла разрушительной силы среднего размера атомной бомбы.

Трагедия диаспор заключается в том, что люди обеих национальностей, представляющие диаспоры двух стран, уехали из родных краев по разным причинам. Однако, одной из наиболее часто встречающихся причин является возможность жить в развитой стране, в которой нет, или не очень сильна коррупция, где можно заработать на жизнь, честно работая, и где не культивируют ненависть к вчерашнему и/или завтрашнему потенциальному сопернику, работающие законы запрещают разжигание расовой и иного рода ненависти. Люди приехали в благополучные страны, долго добивались гражданства. Терпели лишения, чтобы его получить.
И вот теперь ненависть с родины догоняет их в новой стране, где они пытались от нее укрыться. Они становятся заложниками ненависти, достигшей своего наивысшего градуса.
Избавиться от ненависти, также как избавиться от болезней и других напастей, выпущенных из ящика Пандоры — невозможно. Пандору послал Прометею Зевс, разгневанный за то благо, что Прометей сделал для людей. Зевс наказал людей. Но вспомним о том, что в ящике Пандоры на самом дне оказалась запертой надежда. Нам осталось выпустить из ящика, томящуюся в неволе надежду. И тогда, заживем, как люди.
[1] Один из азербайджанских мугамов
[2] В одной из зарубежных стран девушка азербайджанка, протестующая против несправедливой оккупации со стороны Армении, держала в руках плакат, который привлек мое внимание. Плакат на английском языке, предназначенный для стоявшей напротив группы армян, гласил «Не учите своих детей ненависти». Очень сильное послание, раскрывающее одну из основных причин: ненависть.