История
По словам исследователя, «утраченное» Иреванское ханство было независимым государством, которое возникло на Южном Кавказе примерно в 1748 году и официально пало в 1828-м после того, как Российская империя одержала победу над Каджарами. Считается, что с 1748-го по 1805 годы Иреванское ханство было полностью независимым, а в 1805-1828 годах находилось под управлением Каджарской династии. В этот период иреванский хан назначался каджарским правительством.
Каджары – династия тюркского происхождения, правила Ираном с 1789-го до 1925 год, после которых их сменила на престоле династия Пехлеви.
Развитие города Иревана началось задолго до обретения самого Иреванского ханства независимости, а именно это началось еще в 16 веке, в начале правления (династии — примеч. ред.) Сефевидов на территории Чухур-Саад беглербейли. Из-за войн между Османской и Сефевидской империями, Иреван 14 раз переходил из рук в руки – то к Османам, то к Сефевидам. И каждый раз город подвергался определенному разрушению и отстраивался заново. В 1723 году, после падения Сефевидов, Иреван вновь был захвачен Османами, а в 1733-м был отобран уже Надир шахом из туркменского племени Афшаров, живущим в Хорасане, на северо-востоке Ирана и со времен Шаха Исмаила занимавшегося военными делами Сефевидов. В 1748 году, после смерти Надир шаха, на подвластных ему прежде территориях стали появляться независимые ханства, вследствие этого город Иреван стал столицей Иреванского ханства.
Иреванское ханство располагалось между горами Агры и Алагез, по обе стороны реки Араз (Аракс — прим.ред.). Пределы ханства ограничивались на севере рекой Памбак и Гянджинским ханством, на востоке – Карабахским и Нахчиванским ханствами, на юге – Хойским, Макуйским и Баязидским ханствами, на западе – Карсским, а на северо-западе – Шораельским султанатами. Площадь Иреванского ханства составляла примерно 24 000 квадратных километров.

Иреванская крепость стояла на стратегически важном пересечении между Османской, Грузией и Сефевидской (впоследствии – Афшарской) империями. Крепость была построена Османами в 1582 году. Учитывая торговые и стратегические особенности Иревана, а также то, что через Южный Кавказ проходили основные торговые пути, соседние государства в той или иной форме постоянно вмешивались во внутренние дела ханства.
Как описывается в книге Томаса Де Ваала «Знакомство с Кавказом» («Introduction to the Caucasus»), благодаря своему местоположению – на пересечении торговых путей, на «перекрестке» Европы, Азии, России и Ближнего Востока, а также – благодаря разнообразию климата и живописной природе, Иреван внес большой вклад в культурное, религиозное и лингвистическое разнообразие региона.
В 1747 году, после смерти Надир шаха, первым ханом независимого Иреванского ханства стал Мирмехти хан. Но вскоре один из генералов Надир шаха, афганец Азад хан захватил Иреван и назначил своим наместником Халил хана Узбекли. В период его правления Иреван то и дело подвергался набегам дагестанских лезгинов, которым Халил хан не мог противостоять.
Лезгины – кавказская этническая группа, проживающая, в основном, на юге современного Дагестана и северо-востоке Азербайджана. В 4 веке до н.э. различные лезгиноязычные группы, объединившись в 26 племен, создали на востоке Кавказа государство Кавказская Албания и впоследствии на добровольной основе присоединились к персидской империи Ахеменидов. Потомки этих племен и по сей день являются частью многонационального региона и носителями самобытной культуры.
В 18 веке, после распада Сефевидской империи, часть лезгинов некоторое время находились под контролем лакского ханства Казикумух. В первой половине этого же века Иран под руководством Надир шаха, вновь сумел восстановить свою власть над всей территорией Кавказа. Некоторые лезгины попали под юрисдикцию расположенного на территории современного Азербайджана Губинского ханства, а некоторые – под юрисдикцию Дербентского ханства.
В 1755 году уроженец Иревана Гасан Али-хан, пользующийся поддержкой народа, занял место Халил хана Узбекли. Начиная с этого момента и вплоть до 1805 года, то есть, в течение 50 лет, Иреван оставался независимым государством под управлением местных ханов. Через четыре года после восшествия на престол Гасан Али-хан передал власть своему брату Гусейн Али-хану. Во время правления Гусейн Али-хана и его сына Мухаммед хана Иреванское ханство переживало свой расцвет. Гусейн Али-хан и его сын были истинными политиками. А так как политическая жизнь Иреванского ханства постоянно находилась под угрозой вмешательства соседей, это подтолкнуло правителей изыскивать способы обеспечения политической независимости ханства. В целом, отношения между Иреванским ханством и его соседями строились на основе взаимных интересов. Однако эти отношения не всегда были стабильны. Потому что основной целью Иреванского ханства было во что бы то ни стало, любыми путями сохранить свою власть в регионе.

В период своего правления Гусейн Али-хан умело пользовался противостояниями Османов, а иногда и иранского Керим-хана с грузинским царем Ираклием II. Так он воспользовался борьбой за Черное море которую вели Османская и Российская империи. Позже, его сын, ради защиты Иреванского ханства, сыграл такую же политическую игру с Россией и Ага-Мухаммед шахом Каджаром, чем, фактически, столкнул их друг с другом. При этом, получая покровительство то одной, то другой стороны, он ни одному из них полностью не подчинялся.
В 1796 году Ага-Мухаммед шах Каджар, победив династию Зендов, пришел к власти в Иране. Династия Зендов, основанная Керим-ханом Зендом, была династией курдского или лорского происхождения, которая в 18 веке правила сперва центральным и южным Ираном, а за короткий срок сумела распространить свою власть над всей территорией современного Ирана, а также – Азербайджана, Армении, Ирака и Бахрейна. Ага-Мухаммед шах ожидал что ему также присягнут и кавказские ханства, управляемые тюркскими ханами огузского происхождения (в частности, Иреванским и Гянджинским ханствами, которыми правили ханы из племени Каджаров). Однако иреванский хан, считавший Ага-Мухаммед шаха неопытным новичком, не доверял ему, что, в результате, привело к вторжению Ага-Мухаммед шаха в Кавказ. Иреванского хана взяли арестовали и отправили в Тегеран. Но вскоре после этого Ага-Мухаммед шах был убит в Карабахе, а Иреванский хан был возвращен на родину. Мухаммед-хан Иреванский продолжал политику установления баланса между Российской империей и государством Каджаров для сохранения независимого Иреванского ханства.
В 1805 году Мухаммед хан Иреванский был окончательно арестован и отправлен в ссылку Фатали шахом Каджаром, преемником Ага-Мухаммеда шаха. Фатхали-шах с уважением относился к Мухаммад-хану Иревани в изгнании. Между его детьми и детьми Фатхали шаха было много перекрестных браков, чтобы укрепить связи между их династиями – весьма распространенный на тот момент способ оградить себя от потенциальной опасности со стороны чужаков и наладить с ними добрые отношения. После смерти Фатали шаха его преемником стал Мухаммед шах, во время правления которого Мухаммед хан Иреванский был удостоен самых высоких воинских званий и женился на дочери Фатали шаха. А его сын, Мухаммед Гасан-хан, стал мужем дочери наследного принца Аббас-Мирзы, которая приходилась родной сестрой Мухаммед шаху Каджару. Исследователь утверждает, что и сам является потомком того самого рода. В целом, преемники Мухаммед хана смогли сделать себе при Каджарах очень хорошую карьеру. Так, будучи тесно связанными с шахской династией, члены этого клана пользовались авторитетом и занимались местным управлением на 75% территории Ирана, и, даже после того как к власти пришли Пехлеви, продолжали занимать высокие государственные посты.
В 1807 году Фатали шах назначил ханом Иревана казвинца Гусейн-Гулу-хана. Он и его брат Гасан-хан были не местными, хотя, к сожалению, многие историки преподносят их как сыновей Мухаммед хана. С подсказки Фатали шаха Каджара Гусейн-Гулу-хан изменил политику Иреванского хана, что, в итоге создало предпосылки для подписания Гюлистанского и Туркманчайского мирных договоров. А это, в свою очередь, означало серьезную потерю, потому что, в результате подписания этих договоров, в 1827 году Иреванское ханство было присоединено к Российской империи.
Гюлистанский мирный договор, подписанный 24 октября 1813 года в селении Гюлистан (нынешний Геранбойский район Азербайджана), поставил точку в первой войне между Российской империей и Каджарским Ираном длившейся с 1804-го по 1813 год. Подготовка к подписанию мира началась после того как 1 января 1813-го генерал Петр Котляревский захватил Ленкорань. Согласно этому договору, территории современного Дагестана, восточной Грузии, большая часть Азербайджана и север Армении переходили от Ирана к России. Текст договора подготовил пользующийся большим авторитетом при иранском дворе британский дипломат Сэр Гор Оусли, выступавший посредником между сторонами, а подписали документ генерал-лейтенант Николай Ртищев и мирза (министр иностранных дел) Абул-Хасан-хан.

Что касается Туркманчайского договора, то он был подписан 10 февраля 1928 года после второй войны между Россией и Ираном (1826-28 гг.) в иранском селении Туркманчай. На основании этого договора Иран уступил России оставшиеся территории Южного Кавказа, а именно Иреванское и Нахчиванское ханства, а также часть Талышского ханства. Границу между Ираном и Россией «прочертили» по реке Араз. В эту территорию входит современная Армения, юг Азербайджана и турецкая провинция Ыгдыр.
С иранской стороны Туркманчайский договор подписали наследный принц Аббас-Мирза и главный визирь Фатали шаха Аллахяр-хан Асаф-Уд-Довле, а с российской стороны – генерал Иван Пашкевич. Этот договор, также как и Гюлистанский, был подписан по требованию России в результате победы над Ираном. Пашкевич грозился что если персы на подпишут договор, то через пять дней он захватит Тегеран.
Культура
Обсуждая культуру Иреванского ханства и региона в целом, исследователь объясняет, что в начале 16 века и на протяжении всего расцвета Сефевидской империи Иреван был стратегически важным пунктом для Османов. По этой причине сефевидский правитель поручал охрану иреванских фортификаций своим самым умным и способным генералам и соратникам. Кроме того, в дополнении к военному значению, Иреван представлял собой важнейший торговый центр.
Расположенный на пересечении путей, соединяющих Восток и Запад, Иреван во всех смыслах обогащался за счет экономического и культурного обмена между разными народами. Эта уникальная возможность превратила Иреван в место средоточия людей открытых взглядов, принадлежащих к разным религиям и национальностям.
Соседние государства всегда стремились взять этот регион под свой контроль, чтобы получить выгоду от сбора налогов и преимуществ для безопасности. Эти интересы приводили к тому, что Иреван время от времени подвергался конфликтам и значительному ущербу.

Правители Иревана, как правило, назначались из числа людей, близких к сефевидской династии. Первые представители, направленные сефевидами в Европу также были из Иревана. И хотя впоследствии сефевиды, из соображения безопасности и удаленности от границы, перенесли столицу в Исфахан, они продолжали поддерживать тесные связи с правительством и населением Чахур-Саад (тогдашнее название Иревана). Также, сефевиды предложили армянам особые налоговые льготы, чтобы удержать их от предательства, потому что христианские страны-конкуренты в лице Грузии и России периодически подзуживали местных армян против сефевидов.
Во времена сефевидов и афшаров Иреван превратился также в поле боя между Ираном и Османами. Эти две главные противоборствующие силы рассматривали Иреван как посредника, и вместе с тем, стремились то окольными, то военными путями, заполучить его верность. Эпоха, длившаяся 50 лет после смерти Надир шаха Афшара, стала самым мирным периодом в истории Иреванского ханства. В этот период иреванские правители с одной стороны воспользовавшись уникальным политическим моментом, могли маневрировать между крупными силами, сохраняя свою независимость, а с другой стороны, пользуясь исключительным географическим положением, создали выгодную деловую среду для купцов и с помощью дипломатии наладили дружественные связи с соседними странами. Они могли уделять внимание своим внутренним делам, и обеспечивать уровень жизни и развитие общество без споров и вмешательств.
Среди городов, в которых проживало христианское меньшинство, Иреван был куда более толерантен, чем религиозный Исфахан. Многие западные путешественники бывавшие в Иреване, становились свидетелями этой толерантности и религиозной свободы. Очевидно что некоторые европейские путешественники, из уважения к своим единоверцам, склонны были описывать в своих заметках их жалобы. И хотя речь идет о 18 веке, даже сейчас мы вынуждены противостоять тем, кто пытается выдать обычные «мирские» конфликты за религиозные.
Эпоха Иреванского ханства была самым процветающим в истории страны. Развилась торговля, налоговые выплаты, не утекая за рубеж, инвестировались страну. Согласно немногочисленным источникам описывающим тот период, можно сказать, что это была золотая эпоха Иревана. Возводились и реставрировались мечети и церкви, базары в восточном стиле, бани и караван-сараи. В 18 веке мечети оставались основными центрами образования. Мало кому известно, что спустя несколько десятилетий именно в Иреване появилась первая в Иране и на Кавказе современная школа и новая система образования, а почва для этой революционной инициативы была подготовлена в период Иреванского ханства. В основе этой инновации лежала толерантность к разным взглядам и естественная искренность.
Тем не менее, со временем настал конец мирному периоду. В 1796 году на фоне взлета Каджарской династии, Ага-Мухаммед шах Каджар нацелился на Кавказ, и таким образом мир и покой были нарушены. Иреванский Мухаммед хан был взят в плен и доставлен в Тегеран, где несмотря на почтительное к нему отношение, победившее Каджарское государство впредь больше ему не позволило заниматься делами Иревана. Вместо него, каджары назначили верного себе другого генерала ханом Иревана – Гусейн-Гулу-хана. С этого момента историю ханства стали писать победители, то есть – каджарские историки. Под руководством каджаров Гусейн-Гулу-хан начал так называемые политические реформы, вся суть которых, по мнению исследователя, заключалась в провоцировании России и армянского меньшинства Иревана. Итог всего этого вкупе с нерадивым правлением каджаров, известен – в 1827 году, Иреванское ханство присоединилось к России.

Во время своего правления последний иреванский хан жил в Сардарском дворце, принадлежавшим его предшественнику Мухаммед хану. Недалеко от дворца Гусейн-Гулу-хан построил мечеть, также назвав ее Сардарской. Наш современник, специалист по исламскому искусству немецкий профессор Маркус Риттер в 2009 году опубликовал доклад под названием «Утраченная мечеть Иреванской крепости», в ходе работы над которой он для прояснения некоторых моментов связался также и с исследователем Амиром Али Сардари-Иревани. А другой немецкий историй Фридрих Сарре еще в 1897 году совершил путешествие в Иреван и увез с собой в Берлин образцы свода из руин этой мечети. В написанной вслед за этим книге он рассказал, что историческое наследие ханства находится в очень скверном состоянии. А взятые им образцы сейчас хранятся в Берлинском музее. Другие европейские путешественники, в разное время побывавшие в Иреване, описывали Сардарский дворец, зеркальный зал с фонтаном, мечеть, бассейны и бани, мраморные подземные ступени, спускающиеся к реке Зангу.
В 1858 году стены Иреванской крепости повредились в результате землетрясения. А в Сардарском дворце до 1868 года находилось городское полицейское управление. На основании обращения Иреванского губернатора к Кавказскому наместнику в 1867-и, 1872-м, 1874-м и 1880-м годах были выделены деньги для реставрации зеркального зала. По воспоминаниям, в 1865 году армянский купец по имени Нерсес Тахирян выкупил часть Иреванской крепости и построил на этой территории винный завод (ныне – коньячный). В итоге Сардарский дворец был полностью снесен, стены Иреванской крепости разрушились, а старые кварталы превратились в руины.
На карте, составленной в 1906-1911-х годах инженером города Иревана Б. Мехрабовым, отмечено восьмь мечетей – Тепедашы, Зал-хан, Сартиб-хан, Голубая мечеть (Гусейн Али-хан), Гаджи Новруз-Али бек, Галинская мечеть (мечеть Аббаса-Мирзы), Демирбулаг и Гаджи-Джафар. Голубая мечеть была построена в 1765-1766-х годах как главная городская соборная мечеть Гусейн Али-хана. И сейчас это единственный уцелевший памятник Иреванского ханства. А уцелела она потому, что использовалась как городской музей. Также в Иреване было множество караван-сараев: Афшар, Сардар, Шейхулислам, Таглы, Гаджи Али, Комурчу, Ругчу, Джульфа, Гаджи Ильяс и др. Все они были уничтожены. Сразу после того, как на Кавказе были самопровозглашены три независимые республики – Азербайджан, Грузия и Армения – 29 мая 1918 года Национальный совет Азербайджана в качестве политического компромисса уступил город Иреван армянам, чтобы они устроили в нем свою столицу. После I Мировой Войны в 1924 году началась реконструкция Иревана (тогда уже – Еревана) и историческое наследие фактически было стерто. Голубая мечеть превратилась в Музей истории города, мечеть Зал-хан – в картинную галерею, а остальные, за исключением мечети Дамирбулаг, сравняли с землей. Мечеть Демирбулаг была сожжена в 1988 году.
Историю Иреванского ханства всегда писали победители – захватчики-каджары, сместившие их с трона Пехлеви, русские, армяне… Иреванское ханство было забыто, а история его систематично стиралась.
Кто и зачем стирал историю Иреванского ханства?
По словам Амира Али Сардари-Иревани, в начале правления Каджаров при их дворе было всего несколько надежных историков. Все происходившие события они описывали с перспективы своих повелителей – Ага-Мухаммед шаха Каджара и Фатали шаха Каджара. Как было сказано ранее, иреванские ханы, опираясь на общие интересы, меняли союзников (Иран, Османы, Россия), стараясь таким образом сохранить стабильность в своей стране. Ага-Мухаммед хан Каджар на самом деле был умным руководителем. Он считал, что все территории Ближнего и Среднего Востока, Центральная Азия и даже Индия относятся к тюркским племенам и должны ими управляться. По словам исследователя, Ага-Мухаммед шах высказывался в том духе, что «тюркские правители этих стран должны уважать друг друга и жить в мире». Но когда речь шла о ханствах, он хотел объединить сефевидские территории под своим флагом. Но ханства не могли доверять ему и считали слишком молодым и неопытным.

Таким образом, несмотря на принадлежность к общим каджарским корням, иреванский правитель Мухаммед-хан отказывался присягать Ага-Мухаммед шаху и Фатали шаху. За это каджарские историки считали их неверными и нерадивыми ханами. А после того, как Мухаммед хана отправили в ссылку и заменили более лояльным казвинцем Гусейн-Гулу-ханом, этот новый хан-чужак нуждался в активной пропаганде, с целью чего он провел, например, определенные налоговые реформы.
Во время первой войны с Россией Каджары потеряли большую часть Кавказа. К сожалению, Гусейн-Гулу-хан переоценивал свой воинский талант. Провоцирование им России привело ко второй войне, закончившейся потерей Иревана. А каджарские историки зафиксировали все это с односторонней позиции.
Фатали шах Каджар и его преемники с почтением относились к Мухаммед хану Иреванскому и его детям. Это был страх в сочетании с уважением. Иреванский хан был богат и влиятелен. И даже новый визирь Ирана Мирза Агаси был из числа бывших придворных хана в Иреване.
Таким образом, становится ясно, почему каджарские шахи ощущали угрозу от этой династии. Профессор Аббас Аманат и другие историки отмечают большое влияние, которое имел Мухаммед Гасан-хан Сардари Иревани (сын Мухаммед хана Иревани) во время правления Насреддин шаха Каджара. А Пехлеви по политическим причинам постарались эту историю стереть.
Значение будущих исследований
Исследователь говорит, что, хотя эта страница истории и подверглась цензуре, но объективное исследование может выявить истину. История выходящая за рамки нашего современного представления о политических границах пока еще лежит в архивах, но может открыть новые горизонты для наших знаний о совместной жизни мусульман и христиан в традиционном обществе 18 века. Это станет для нас примером толерантности в мультикультуральном и мультиэтническом (многокультурном и много-этническом) обществе, а также примером того, как такое общество использовалось в империалистических целях.
Желающие заняться этим исследованием должны владеть несколькими языками, потому что некоторые документы того времени написаны частично на персидском, частично на турецком, частично на русском и частично на армянском языках.
В архивах Ирана, Нахичевани, Грузии, Армении, Турции и Азербайджана хранятся множество документов, относящихся к этой эпохе. К сожалению, из-за конфликтов и других политических проблем провести объективное и полномасштабное исследование пока не представляется возможным. Но несомненно и то, что подобные шаги будут способны пролить свет на недостойное отношение к Иреванскому ханству.
По словам Амира Али Сардари-Иревани, наиболее заинтересованы в таком исследовании Азербайджан и Турция, где живет множество беженцев из Еревана и соседних регионов, старающихся сохранить свою культуру и традиции. Обе страны поддерживают идею проведения исследования, но полноценная работа требует создания сети международных исследователей, имеющих беспрепятственный доступ к архивам. Такая сеть может быть организована, к примеру, одной из европейских культурных структур. По предложению Амира Али Сардари-Иревани в Германии уже приступили к осуществлении этой инициативы, но приостановили из-за пандемии COVİD-19.
Этот увлекательное рассказ может вызвать у читателей множество новых вопросов, ответы к которым путеводная звезда исследований еще не дошла.
Но он также предлагает карту сокровищ с подсказками, которые могут приблизить ученых, идущих по стопам Амира Али Сардари-Иравани, к разгадке тайн, представленных здесь, и к достижению скрытых богатств ранее неизвестной истории.
Ирина Цукерман
Перевод с английского
Moderndiplomacy.eu