“Все, что нас не убивает – делает нас сильнее”
На этот раз буду краток.
Мы вновь рождаемся: в муках, в битвах, в ужасах, в то же время в великом воодушевлении, даже в известной эйфории. На этот раз рождаемся как Политическая Нация.
Рождение всегда сопровождается муками. Это естественно. Новое рождение сопровождалось нашим поражением, глубоким чувством национального унижения, многолетними тяжкими оскорблениями, нанесенными Азербайджану и сломленностью народа, проигравшего войну — неважно в силу каких причин.
Перед агрессией всесторонне подготовленного врага, мы, в том злосчастном 1988 году, были частью «совка», неким подобием фольклорного народа. Выражение, к слову, принадлежит Михаилу Саакашвили — однажды он так выразился о грузинах. Но оно безусловно касается и нас, являясь весьма метким определением. Без обид.
Однако после событий 27-го сентября, которые вполне можно назвать нашей «Войной Судного дня», отношение всего мира к Азербайджану полностью изменится. Наши соседи — друзья, враги, и те кто находится в нейтральной позиции по отношению к нам, узрели на этот раз перед собой железную волю нации. Отныне многие захотят встать рядом с нами — конечно, ведь все и всегда предпочитают быть в стане победителя. И да, к слову — вроде никто не отменял поговорку «победителей не судят»? Мы имели возможность вкусить горькую правду этих слов, за те долгие и страшные 26 лет.
На всем протяжении тех 26 лет, несмотря на все наши просьбы и мольбы, призывы к миру, наплевав на все международные и общечеловеческие законы, в нашу сторону и взирать не собирались. Все эти годы в дискуссиях с любым из глав Азербайджана использовали лишь одну риторику: «вы сторона проигравшая, так что будьте добры, станьте на колени и примите безо всяких условий все, что скажем, да и молите, чтобы не покончили с вами». Вот краткое резюме того, что говорилось нам.
Днями ранее прочел в статусе нашего уважаемого автора Ялчина Исламзаде: «Отныне, надеюсь, что некоторые друзья более не будут с восторгом отзываться о книге «Архетипичные азери». Эта книга может быть подвержена критике со многих сторон, но происходящее сегодня является фактологическим доказательством ошибочности того, о чем в ней написано».
Речь здесь шла об известном труде профессора Гасана Гулиева «Архетипичные азери: лики менталитета». Однако этот труд сложно характеризовать как некую ошибку, лично я никак не могу согласиться с подобной мыслью. Потому что покойный профессор Гасан Гулиев создал эту работу в 1990 г., в то время мы действительно были фольклорным народом, и данный трактат, относящийся к научно-популярной литературе, был основан на объективных наблюдениях одного ученого. Необходимо отметить, что это произведение в то время открыло многим из нас глаза, как минимум люди нашего поколения смогли увидеть наше общество «в иной оптике».
Поражение в Первой Карабахской войне и последовавший за ним глубокий нравственный кризис подтолкнули наших интеллектуалов (в особенности нас, молодежь) к глубокому переосмыслению нашего общества. Таким образом, в тяжком, жалком поствоенном периоде начались большие рефлексии. В общественной мысли, в новейшей литературе, и в целом в культурных процессах началось осмысление нашего поражения не только в той битве, но и необходимости реформирования общества в целом. Разумеется, что мы не могли смириться с этим, и во имя нашего нового рождения, было необходимо пройти через глубокую самокритику, через жесткий критический взгляд — чтобы прийти к мучительному катарсису. И это в той или иной степени, крайне медленно, но произошло.
И ныне мы рождаемся заново — как Политическая Нация: в муках, в трудах, но в то же время в большой эйфории, в воспряв духовно. Сейчас, в эти минуты, рождается азербайджанский супер-этнос — так некогда весьма точно определила киновед Севда Султанова — в невероятном многоцветии, в красивой палитре многих этносов — дорогих и родных народов. В эти дни, граждане Азербайджана, принадлежащие к различным этносам, выразили в социальных сетях, на своих языках, поддержку своей Родине и это была непревзойдённо красивая сцена.
Мы все чувствуем себя частью единого цивилизационно-культурного пространства и объединены, как политическая нация, вокруг идеи нашего братства.
Нас отныне не напугает то, что какой-то гнусный убийца может ударить ракетой по гражданскому населению Гянджи. Некогда такой же убийца Серж Саргсян говорил: «До Ходжалы азербайджанцы думали, что армяне не смогут поднять руку на мирных граждан. Однако мы смогли сломать этот стереотип». Но времена изменились, сейчас подобным можно добиться лишь противоположного.
Глубокий кризис всегда приводит или к полному уничтожению общества, или к его же великому возрождению, как об этом говорит Фридрих Ницше в своем эссе «Сумерки идолов» (Götzen-Dämmerung): «Все что нас не убивает, делает нас сильнее» (Was uns nicht umbringt, macht uns stärker).
В отличие от фольклорного народа, являющегося объектом, политическая нация является субъектом истории. В философии же субъект, в отличии от объекта, понимается как «осознающий», «мыслящий», «действующий» а также «носитель действия». Вот в чем разница.