No Result
View All Result
Азлогос
  • TV
  • AZ

Русский успех Политическая нация VS фольклорный народ Разрушители легенд Вторая Карабахская война: Причины и предпосылки Тотальный «Лагерь». Weltschmerz
  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
Азлогос
  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
No Result
View All Result
Азлогос
No Result
View All Result

История одной Сонаты

О функции искусства в условии тоталитарных режимов ХХ века было сказано немало. В обществе, основанном на сакральной идее, любой вид искусства обязан был служить господствующей идеологии. Живопись и архитектура, литература и «важнейший вид искусств» - кино играли здесь, в целом, доминирующую роль.

Эльмир Мирзоев Эльмир Мирзоев
21 сентября 2020
karaev

Фарадж Караев. Фото: classicalmusicnews.ru

А что можно сказать о музыке, о самом, пожалуй, абстрактном из искусств? Каковы были её функции — за исключением кантат и ораторий — и как она развивалась под идеологическим прессом?

Музыкальное произведение, как и любой человек, имеет свою жизнь и свою биографию: этот опус успешен, этот — трагичен, кто-то склонен к авантюре, а кто-то молчалив. Но одно правило незыблемо и никогда не нарушается: жизнь каждого композитора, как и его творчество, не могут находиться вне социально-исторического и политического контекста, который проявляется всегда, пусть и в различных формах. 

Около 40 лет назад, 7 марта 1977 года в Большом зале Азербайджанской Государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова (ныне Бакинская Музыкальная Академия) состоялась премьера «Сонаты для двух исполнителей» Фараджа Караева. Вскоре после концерта из Баку на адрес Секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова, официального советского идеолога и «серого кардинала» Партии, было отправлено анонимное письмо, в котором говорилось следующее: «7 марта 1977 года в Большом зале Бакинской Консерватории состоялась идеологическая диверсия». 

Михаил Суслов, один из самых мрачных представителей советской политической элиты и официоза, еще в 1948 г. во время кампании «Борьбы с космополитизмом» проявил себя крайне жестким проводником линии Партии, что затем продолжилось и в годы «холодной войны». 

В брежневскую эпоху (1966–1982), именуемую «застоем», Суслов, обладавший исключительными полномочиями во всех сферах КПСС, включая Политбюро ЦК, целиком контролировал идеологическую сферу: культуру, образование и цензуру. Закоренелый и убежденный консерватор, он был главным инициатором преследований интеллектуалов после хрущевской оттепели, проявив себя как непримиримый оппонент любого свободомыслия. Преследование советского диссидентского движения, лишение А. Солженицына советского гражданства и длительная ссылка академика А. Сахарова были напрямую связаны с его именем.

И вот в ЦК КП Азербайджана из Москвы, из Центрального Комитета   приходит запечатанный сургучом пакет, в котором находилось то самое анонимное послание из Баку. На листе стоял штамп: «Канцелярия Секретаря ЦК КПСС М.А.Суслова. Разобраться и доложить». Те, кто помнит то время, могут подтвердить, что ничего хорошего подобное письмо не сулило.

Об этом событии Фарадж Караев рассказал много лет спустя: «Как-то утром зазвонил телефон. Подняв трубку, я с удивлением услышал голос моего соученика по Консерватории, фаготиста Алхаза Алиева, с которым еще в школьные годы нередко на улице играли в футбол. Он был инструктором в идеологическом отделе ЦК КП Азербайджана и просил меня зайти к нему. Причины он не объяснил, чему я был несказанно удивлен».

Действительно, было, мягко говоря, удивительно получить вызов в ЦК человеку, никогда не бывшему членом Партии. Состоялось знакомство с анонимкой и разговор, после которого композитора оставило чувство удивления – оно было вытеснено другими, гораздо менее приятными чувствами. 

«Алхаз сказал, что он не имел права рассказывать мне об этом письме. Но надо посоветоваться, — пояснил он, — как на это нужно отреагировать, как ответить и какие необходимо «принять меры». Что нам теперь делать, как выйти из ситуации? Как ты думаешь, кто может нам помочь?».

Фарадж Караев подумал о Председателе Союза композиторов Азербайджана Тофике Кулиеве, который был избран в эту должность 1969 г. и был хорошо известен в стране как автор популярных песен. Его репутация в высших кругах власти была достаточно высокой, и, скорее всего, именно он смог бы помочь в этом непростом деле.

Алхаз Алиев немедленно позвонил в Союз композиторов, но Председатель был в творческой командировке в Москве. Тогда он связался с супругой композитора Делярой-ханум, которая дала его московский номер телефона. Вкратце рассказав Председателю о сложной ситуации, Алхаз спросил, что, по его мнению, следует предпринять, как ответить на письмо из канцелярии грозного Суслова.

«Не волнуйтесь, я вернусь в Баку, мы что-нибудь придумаем», — таков был его ответ. После этого трубку взял Фарадж: «Мы ждем Вас, Тофик Алекперович!», на что услышал шутливое: «Ты бы лучше меня в ресторан «Баку» пригласил, чем такими известиями «радовать».

Сразу же после возвращения в Баку Председатель вызвал Эльмиру Аббасову — кандидата искусствоведения, одного из самых велеречивых музыковедов и попросил ее подготовить рецензию на Сонату, чтобы отправить текст в Москву.

Позже Фарадж Караев говорил об этой рецензии так: «Язык музыковедения для меня вообще непростой и загадочный, и, сколько я ни пытался проникнуть в суть написанного, у меня ничего так и не получилось. Было невозможно понять ни ход мыслей автора, ни ее логику. Тем не менее, текст сработал! Были в нем и меткие попадания. Например, в конце второй части Сонаты звучал звук детского плача, записанный на магнитофон, и здесь автор рецензии, ссылаясь на эти звуки, вспоминала события Великой Отечественной Войны и говорила о трагедии, постигшей всех матерей необъятной страны».  

Тофику Кулиеву рецензия очень понравилась, к ней он добавил также характеристику Союза композиторов на автора Сонаты и отправил материал в канцелярию Суслова. Ответа оттуда не последовало, проблема, судя по всему, была решена.

Эти события в какой-то степени повлияли на судьбу произведения. Медитативная четырехчастная композиция с использованием пуантилистических, серийных и алеаторических техник была написана для двух исполнителей, пианистов Джахангира Караева и Акифа Абдуллаева. Позже это сочинение было исполнено в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ереване, в городах Европы, но в Баку во второй раз было исполнено только через 25 лет — в 2003 г. на Международном фестивале современной музыки “SoNoR Teller” пианистами Самиром Мирзоевым и Юрием Сюткиным.

Еще одно подобное событие в академической музыкальной жизни Азербайджана произошло позже, в 1986 г., уже во времена «Перестройки». Случилось это во время проведения Первого фестиваля современной музыки имени Кара Караева.

Но это уже тема другой статьи.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

ShareTweetSendSend

Другие статьи

LGBT_-__Alisdare_Hickson
.

«Либерально-педерастическая» диктатура или мировой анальный кризис?

Однажды я поинтересовалась у режиссера Али Исы Джаббарова, что он думает по поводу того, что Каннский и Берлинский кинофестивали подписали...

10 августа 2020
2001 Kirche
.

Ансамбль SoNoR. По неизведанным путям.

Не будучи государственной или коммерческой организацией, это объединение музыкантов просуществовало около 10 лет (1995-2005), с большим успехом выступая во многих...

03 июля 2020
Bildschirmfoto-2020-06-07-um-13.21.38-750x457
.

Азербайджан без кино

Автор обращается к руководству, сотрудникам кинематографического отдела Министерства Культуры, ко всем чиновникам от кино. Включение фильма армянского режиссёра Норы Мартиросян...

11 июня 2020
1
.

Рой Андерссон. «О бесконечности»

Но есть люди, которым бесконечность служит жизненным стимулом, привязывает их к жизни. Они кажутся себе бессмертными. И часто такие люди...

29 июня 2020
61833372_2059907634120121_5542866771087720448_n-1-750x536
.

Быть католиком в Азербайджане

- В первую очередь, мне бы хотелось узнать, почему вы не представились своим настоящим именем? Вы кого-то или чего-то опасаетесь?...

14 июля 2020
ezgif.com-webp-to-jpg (1)
.

Парадигмы азербайджанского национального сознания

В Японии до сих пор жива верность самурайским традициям, которая соседствует с тягой к научно-техническому прогрессу и модернизации. В сознании...

24 июня 2020
Facebook Twitter Youtube Instagram
Азлогос

Платформа альтернативной мысли.

Категории

  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут

Редакция

Идея, промоутер: Месуд Ашина
Главный редактор: Алекпер Алиев
Редколлегия: Эльмир Мирзоев, Фирудин Аллахверди, Гаджи Гаджиев

azlogos.eu / azlogos.tv / azlogos.ru
Дизайн и исполнение: JmlStudio /
E-mail: editor@azlogos.ru

No Result
View All Result
  • Позиция
  • Рынок
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
  • TV
  • AZ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Отправить Отмена