No Result
View All Result
Азлогос
  • TV
  • AZ

Русский успех Политическая нация VS фольклорный народ Разрушители легенд Вторая Карабахская война: Причины и предпосылки Тотальный «Лагерь». Weltschmerz
  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
Азлогос
  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
No Result
View All Result
Азлогос
No Result
View All Result

Транснациональные корпорации и постдемократия

ХХ век охватывает очень важный для человечества период. Став свидетелем двух мировых войн, этот век также был ознаменован множеством грандиозных открытий. Открытия эти изменили многие представления, остававшиеся почти неизменными на протяжении всех предыдущих веков, изменили природу многих вещей, принесли людям огромную пользу, но и подвергли их немалой опасности.

Байрам Алиев Байрам Алиев
19 июля 2020
kto_vladdet_info

Источник: i-fakt.ru

И одним из ключевых феноменов прошлого века, несомненно, является глобализация. Глобализация состоит их социокультурных, экономических и политических компонентов, взаимосвязанных друг с другом.

Глобализация ставит под угрозу существование национальных государств, подвергает их эрозии и ограничивает их суверенитет, она сопровождается возрождением регионализма, этнической и национальной идентичности, религиозного фундаментализма, и другими, противоположными друг другу явлениями и переменами. Важное значение в этом контексте имеет социокультурная глобализация, и возникновение глобальных корпораций является как причиной, так и следствием этого процесса. В это плане глобализация может рассматриваться также как некая культурная гомогенизация.

В ХХ веке – особенно, после развала СССР – Запад весьма успешно проявил себя лидером в разных сферах, включая и сферу культуры. Взять, например, распространившиеся практически по всему миру рестораны McDonald’s и культуру фаст-фуда, голливудские фильмы или бренды наподобие “Apple”. Изменение биполярной системы мира и победа либерализма над коммунизмом открыли перед этими компаниями новые горизонты, и постсоветские страны стали для них новым большим рынком.

Согласно голландско-американскому социологу Яну Питерсу, глобализации/гомогенизации имеет следующие характерные особенности:

– Культурный империализм, культурная зависимость и культурная гегемония (культурное доминирование бывших империй над другими этническими группами и народами);

– Модернизация (постепенное замещение характеристик, присущих классическим обществам, современными западными характеристиками. Хотя не во всех обществах этот процесс протекает одинаково);

– Западизация, то есть осознанное или неосознанное перенимание западных ценностей всем остальным миром. Как на Ближнем Востоке, так и в постсоветских странах западные ценности были приняты не только как совершенная парадигма, но и как идеальный образ жизни. Подобную тенденцию хорошо сформулировал и объяснил еще в 14 веке крупный исламский мыслитель Ибн Хальдун: «Побежденному свойственно подражать победителю. Потому что все качества победителя кажутся побежденному лучше его собственных и воспринимаются как основные факторы, позволившие тому победить».

– Культурная синхронизация: процесс межкультурной диффузии.

– Единая мировая цивилизация. Некоторые ученые, социологи и общественно-политические деятели выдвигали теорию о том, что мир движется к возникновению единой цивилизации. (Ян Н. Питерс «Глобализации как Гибридизация»).

В этом смысле культурная глобализация является следствием экономической и политической глобализации. Иными словами, будучи основными участниками экономической глобализации, транснациональные корпорации, играют важную роль также и в культурной глобализации. Интересные суждения на этот счет высказывает американский профессор социологии Джордж Ритцер. В частности, он ввел в социальные науки понятие «Макдонализация» (McDonaldization). Это понятие хорошо выявляет взаимосвязь экономической, политической и культурной глобализации, раскрывая тезис о культурном империализме на примере сети ресторанов McDonald’s.

Ритцер выделяет четыре элемента, лежащие в основе процесса макдональдизации:

— Эффективность – стремление западного общества как можно эффективнее организовать рабочий процесс, минимизировать затрату времени. В ресторанах McDonald’s это выражается в ускоренном обслуживании, упорядоченных операциях и так далее.

— Предсказуемость – стремление людей жить в хорошо известном мире, точно зная, сколько часов они проведут на работе, какую прибыль от этого получат, что их ждет в любое время и в любом месте. В случае с McDonald’s всегда точно известно, какое меню и по каким ценам вам предложат.

— Упор на количественные показатели – отказ общества от субъективных качественных оценок процессов в пользу количественных. В силу вступает принцип «Больше = Лучше».

— Контроль, для достижения которого человеческий труд заменяется унифицированными современными технологиями. Эти технологии шаг за шагом сводят человеческое поведение к последовательным автоматизированным операциям (к чему, собственно сводится работа персонала в McDonald’s).

В тезисе о макдональдизации утверждается, что современный западный образ жизни, распространяясь по миру, постепенно превращался в единственно принятый и создавал таким образом общества с единой моделью мышления.

В свою очередь, тезисы о культурном империализме и «Американизации» пытаются объяснить, какое влияние оказывает на мир либеральная рыночная экономика США. Согласно этим тезисам, одним из факторов, увеличивающих сферу влияния США на мировой социально-политической арене, являются американские транснациональные корпорации. То есть, инвестируя в экономику тех или иных стран, эти корпорации получают возможность влиять на происходящие в этих странах социально-политические процессы.

Благодаря своим бюджетам, а также инвестициям и объему продаж, транснациональные корпорации, являются одними из главных, если не главными экономическими и финансовыми акторами современного мира (не считая достаточно сильных национальных государств).

К примеру, компания «Apple», рыночная стоимость которой оценивается в сто миллиардов долларов, по этому показателю уступает лишь ВВП 15-20 богатейших национальных государств. А компания Walmart имеет более двух миллионов работников – больше, чем население многих стран.

Эти примеры можно продолжить. Но истина такова, что крупные компании с их финансовой мощью, важной ролью в экономике стран и крупными объемами продаж оставили позади многие национальные государства. И с точки зрения ценностей, которые они представляют, весьма важно, что это, в основном, западные компании. Как уже было сказано, растущая доля транснациональных компаний в экономике страны повышает их значимость в социально-политическом контексте. Имея возможность оказывать давление на правительства, такие корпорации могут добиться снижения налогов, вмешиваться в местную финансовую систему и так далее, добиваясь желаемого и угрожая правительству в случае отказа отозвать из страны все свои инвестиции (Колин Крауч «Постдемократия»).

В западных академических кругах транснациональные корпорации рассматриваются как один из видов так называемых «групп интересов» или «групп давления» (Allan Cigler & Burdett Loomis, «The changing nature of Interest Group Politics»).

Вообще-то, группы интересов – это очень обобщенное понятие, охватывающее широчайший спектр явлений: от этнического лоббирования до организаций, занимающихся защитой прав женщин или экологического баланса. Транснациональные компании включены в это понятие потому, что в разной форме и с разными целями оказывают давление на правительства.

Один из бывших президентов США Авраам Линкольн говорил, что «демократия – это форма управления народа народом и в интересах народа». Да и в целом, одним из главных принципов демократии считается именно принцип народного управления. Но нынешние правительства национальных государств часто оказываются между двух огней – между требованиями избирателей и давлением крупных корпораций. И ради того, чтобы заручиться поддержкой корпораций, часто вынуждены занимать их сторону, поступившись таким образом одной из основ демократии – волей народа. Тем самым, вместо демократических систем, ставящих на первый план граждан и их требования, они выступают в качестве акторов новых постдемократических систем.  

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

ShareTweetSendSend

Другие статьи

0cc249eb-0cd5-4279-becd-80f5d749b781_994
.

Жилищная приватизация: проблемы которых не ожидали

При проведении экономических преобразований реформаторы ориентировались в большей степени на опыт России. В дальнейшем именно российские специалисты участвовали в выработке...

21 августа 2020
15566155733663352952_1000x669
.

Вся правда о джаз-мугаме?

Для того чтобы хотя бы формально определиться с признаками и отличиями джаз-мугама от прочих джазовых стилей, коротко постараемся обозначить самое...

05 июля 2020
00-49
Гендер

ANIMA

Поэтому прежде чем мы рассмотрим выставочный проект "Anima", попробуем разобраться с принципиальными вопросами новейшей истории искусств. Вне исторического контекста данный...

07 июня 2020
w1921-e1599983172158
.

Литература на службе политики

Есть еще группа «бунтарей», живущих, преимущественно, за рубежом: требования освободить Тофика Ягублу они, будто нарочно, высказывают в максимально агрессивной, максимально...

16 сентября 2020
Почему распался Советский Союз?
.

Почему распался Советский Союз?

Один мой друг, турок, попросил меня сходить с ним на барахолку. Как он сказал, что если пойдёт один, то некоторые...

13 июня 2020
1537857456_1
.

Азербайджанская женщина 100 лет назад

Роль женщин в общественно-политической жизни Азербайджана 1920-х годов Поскольку во времена Царской России в Азербайджане действовали законы шариата, здешним женщинам...

27 июля 2020
Facebook Twitter Youtube Instagram
Азлогос

Платформа альтернативной мысли.

Категории

  • Позиция
  • Рынок
  • Интервью
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут

Редакция

Идея, промоутер: Месуд Ашина
Главный редактор: Алекпер Алиев
Редколлегия: Эльмир Мирзоев, Фирудин Аллахверди, Гаджи Гаджиев

azlogos.eu / azlogos.tv / azlogos.ru
Дизайн и исполнение: JmlStudio /
E-mail: editor@azlogos.ru

No Result
View All Result
  • Позиция
  • Рынок
  • О разном
  • Культура
  • Гендер
  • Кто тут
  • TV
  • AZ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Отправить Отмена